МЕБЕЛЬ


МЕБЕЛЬ
МЕБЕЛЬ (от франц. meuble—мебель), предметы обихода, служащие для лежания, сидения, хранения вещей и т. п. В зависимости от назначения, .места, способа пользования материал и конструкция М. могут быть весьма разнообразны, как разнообразив! в зависимости от тех лее условий и сан.-гиг. требования к М. С точки зрения санитарии и гигиены М. должна удовлетворять следующим требованиям: 1) выдерживать обычные методы дезинфекции и очистку влажным способом, 2) не затруднять уборки и проветривания помещения, 3) но благоприятствовать накоплению пыли и размножению паразитов, 4) вытеснять по возможности меньше воздуха и не препятствовать дневному освещению через окна, 5) не представлять по конструкции опасности ранения или других опасностей (напр. в пожарном отношении), 0) соответствовать по размерам и тяжести характеру помещения, 7) отвечать по конструкции биол. потребностям человека: размерам тела, нормальной позе при труде и отдыхе, чистоте приготовления и хранения пищи, храпения посуды, платья, белья, книг и т. п. Эти гиг. требования в применении к тому или иному месту могут получать различное конкретное, иногда и прямо противоположное выражение. Напр. с точки зрения опасности ранения в жилых квартирах легкая М. предпочтительнее тяжелой, тогда как в местах' массового скопления публики, напр. в театрах, на вокзалах, тяжелая и особенно неподвижная М. предпочтительнее легкой; для хранения книг в частных квартирах закрытые шкафы лучше открытых, т. к. они предотвращают накопление пыли на книгах, наоборот, в больших книгохранилищах открытые шкафы предпочтительней закрытых, т. к. они облегчают удаление пыли пылесосами и т. д. М. школьная, производственная должна удовлетворять особым требованиям (см. ниже). Материалом для М. служит обыкновенно дерево, предпочтительно твердых пород, с фанерной оклейкой из красивых сортов древесины. В жилых помещениях с сан.-гиг. точки зрения к М. можно предъявлять след. пожелания. Кровати должны быть индивидуальными, односпальными, но иметь занавесок и пологов, затрудняющих доступ воздуха к спящему. В малярийных местностях, наоборот, приходится отказаться от этого гиг. требования п рекомендовать занавеси из тюля для защиты от комаров. Детские кровати должны быть снабжены опускающимися барьерами, состоящими из сетки, натянутой на металлич. стержень. Материалом для кровати лучше всего служит никелированное или покрытое эмалью или краской железо. Деревянные кровати хуже с точки зрения легкости очистки и особенно дезинсекции. Кровать должна быть достаточно мягкой. Наилучшими являются кровати с сеткой, на к-рую кладется легкий волосяной матрац, или же кровати с твердой рамой, на к-рую ставится пружинный матрац.—М. для с и д е п и я—лучше всего гнутая («венская») полированная. Она удобна для очистки, легка, вытесняет мало воздуха и по конструкции соответствует естественной позе при сидении. С точки зрения чистоты лучше всего М. полированная, т. к. пыль на полированной поверхности не задерживается и резко бросается и глаза. Хуже—крашеная М., так как покраска легко повреждается, отчего получаются щели, углубления, где скопляется пыль и грязь. Некрашеная, белая М. очищается от грязи труднее, чем крашеная, и кроме того дает больше случаев ранения (занозы). Из мягкой М. предпочтительнее кожаная. Из Материй для обивки М. с гиг. точки зрения следует предпочитать гладкие материи ворсистым.'Плюшевая мягкая М. антигигиенична в том отношении, чго она не поддается очистке и дезин- фекции. Тяжелые, трудно передвигаемые диваны кроме того нехороши в том отношении, что вытесняют много воздуха и содействуют накоплению пыли под ними.—С толы для приема пищи предпочтительнее круглые, для письменных занятий—прямоугольные полированные (шведско-американские). III кафы должны быть не слишком тяжелыми, чтобы их можно было передвигать при уборке. При новом строительстве следует устраивать в стенах плотно закрывающиеся ниши (шкафы) для хранения платья, белья, посуды и пр., представляющие большие преимущества как в чисто гиг. отношении, так и потому, что облегчают уборку и вентиляцию помещения, а главное не занимают места в комнате, что особенно важно. Вообще задача экономии площади представляется особенно важным моментом, определяющим конструирование новых типов мебели (кровать-диван, стол-шкаф и т. п.). Резьба на мебели не гигиенична, так как чрезвычайно затрудняет очистку, а с эстетической точки зрения резьба хороша только тогда, когда она тщательно очищается от пыли, в противном же случае резная мебель будет производить скорее антиэстетическое впечатление.—Ковры на полу или на стенах, тяжелые гардины, драпри, занавеси не гигиеничны, так как содействуют накоплению пыли и затрудняют уборку. Если по эстетическим соображениям или для защиты от солнца в жаркое время необходимы занавеси и шторы, то следует выбирать белые стирающиеся материи и легкую по весу и просто снимающуюся конструкцию. В общем же прямые солнечные лучи являются могучим дезинфектором, в нек-рых случаях совершенно незаменимым (t/bc), и преграждать их доступ в помещение нужно лишь в силу действительной необходимости, когда напр. они мешают работать или спать. Там, где возможно, нужно стремиться к замене горючего материала негорючим—металлом, стеклом (стенки шкафов, покрышки столов). В особенности это важно в кухнях при пользовании керосином для приготовления пищи. Современная техника массового фабричного производства М. представляет большие возможности применения новых материалов, не применявшихся в кустарном производстве М, (как напр. гнутая сталь), новых методов полировки и окраски, новых конструкций, согласованных с требованиями гигиены и основанных на антропометрических измерениях. Особенно широко развернута работа по созданию новых стандартов М. в Америке, где для этой цели существуют специальные институты. У нас новые стандарты М. разрабатывает Всесоюзный центральный институт оздоровления и организации труда и другие научные институты. В общем нужно сказать, что бытовое оборудование настоящего времени, созданное по социальному заказу буржуазии, мало пригодно для новых форм социалистического быта. Строительство социалистических городов требует выработки новых типов мебели, полностью отвечающих потребностям трудящихся в новых формах их быта и труда. Эта задача является очередной для ближайшего Времени.                                  э. Лисицкий, В. Розанои. М. производственна я—чрезвычайно важный тип М., обслуживающей трудящихся на всем протяжении их работы на предприятиях. Значение ее определяется влиянием на 1) производительность труда, 2) утомляемость и 3) здоровье рабочих. Однако экспериментальная наука до сих пор уделяла мало внимания этому вопросу, почему выработка типов производственной М. основывалась исключительно на эмпирических данных. В СССР впервые во Всесоюзном центральном ин-те оздоровления и организации труда (Москва) создается научный и методологически обоснованный подход к изучению конструкции производственной М. и к ее физиол. и гиг. оценке. Основные требования к рациональной конструкции производственной М. заключаются в том, чтобы наилучшим образом сочетать в одно стройное динамическое целое живой работающий человеческий организм и окружающую его производственную обстановку. Поэтому требования этого рода можно подразделить на 1) биомеханические, 2) технические, 3) физиологические, 4) гигиенические, 5) экономические, 6) эстетические.—Б иомеханические требования к конструкции вытекают из 3 основных биомеханических форм деятельности человеческого тела, а) По отношению к статике человеческого тела конструкция М. долясна служить прежде всего хорошей опорой, максимально разгружающей статические мышечные напряжения, и кроме того своей формой способствовать равномерному распределению усилий в человеческом организме, обеспечивающему правильную, наименее утомительную позу. Это требование относится к конструированию различных неподвижных стульев, подножек, подлокотников, столов и т. д. б) По отношению к кинематике человеческого тела необходима увязка движения частей М. (подвижной подлокотник, подножка, стул и т. д.) с естественными движениями частей тела, с тем, чтобы первые повторяли или во всяком случае не стесняли вторых. Нередко полное игнорирование правил биомеханики конструктором приводит к тому, что конструкция М. заставляет человека делать сложные и неестественные движения, в) По отношению к динамике человеческого тела конструкция М. не только должна исключать «лишние движения», но и должна обеспечивать возможность такого физиол. двигательного комплекса, при котором достижение цели совершалось бы с наименьшей затратой энергии для работающего. Технические требования к конструкции М. а) Конструкция должна рассчитывать на стандартизацию и унификацию типов М. в целях большего распространения и удешевления рациональной М. б) Должен быть применен принцип взаимозаменяемости частей М. в) Конструкция должна быть технически возможно проста (малое количество деталей) со ставкой на простые и дешевые способы изготовления М. г) Все детали должны быть рассчитаны на стандартные сорта материалов. д) Должна быть обеспечена прочность конструкции (в особенности для опасных профессий), рассчитанная на максимальные динамические усилия. Физиологические требования заключаются в том, что конструкция М. должна обеспечивать по возможности нормальные состояния физиол. функций человеческого тела (газообмен, кровяное давление, угол зрения и т. п.) и тем самым защищать организм от утомления и заболевания.—Г игиениче-ские требования, а) Части мебели, соприкасающиеся с телом постоянно, должны быть сделаны из плохого проводника тепла (напр. дерево), б) Должна быть обеспечена хорошая вентиляция кожи, если тело человека длительно (все 8 часов) соприкасается с М. в) Края и поверхности М. должны быть гладки, плавны, закруглены и легко очищаемы от пыли и пр.—Э коиомические требования. а) Рациональная производственная М. должна способствовать. повышению производительности труда, б) Параллельно с увеличением количества выпускаемой рациональной М. требуется снижение ее стоимости.—Э стетические требования определяются тем, что конструкция должна быть удобна, не громоздка и приятна на вид по форме и цвету. Экспериментальные метод ы изучения производственной М. должны давать 1) базу для правильного конструирования М., 2) оценку существующим конструкциям. Первая группа методов по суще-.ству находится в самом начале своего развития и пока что сводится к 2 видам биомеханических методов'. Из них специальное значение в данном случае имеют 1) метод «вращательной съемки» (Бернштейна), сводящийся к фотосъемке изучаемой позы в течение 4—5 секунд с 8 различных точек зрения, что дает возможность с большой точностью составить так называемую эпюру позы, т. е. ее полный геометрический и механический план; 2) метод зенитной съемки позы (Зальцгебер); съемка производится простым фотоаппаратом, закрепленным строго отвесно, объективом вниз, на высоте 2—4 м над головой производственного рабочего, • находящегося у своего рабочего места и одетого в облегающее трико, с пристегнутыми белыми шарообразными пуговицами на каждом суставе и опознавательных пунктах М. и рабочего места. Получения одной горизонтальной проекции достаточно только для изучения проекции положения центров тяжести звеньев на горизонтальную плоскость и для подсчетов распределения равнодействующих статических мышечных напряжений и статических моментов. Для установления же размеров частей тела и их взаиморасположения к указанному виду съемки прибавляют еще фоторегистрацию сбоку (оптическая ось строго горизонтальна), совершаемую одномоментно с зенитной. Полученные снимки промеряются в '/s—7™ натуральной величины под проекционным фонарем либо от руки либо при помощи фотопромера, а истинные значения размеров, дистанций, диференций, статических моментов и мышечных напряжений получаются простым подсчетом по правилам обычной проективной геометрии и теоретической механики. Т. о. этими методами врач-биомеханик дает в руки инженеру а) точные размеры, б) дистанции, в) диференций, г) данные о распределении центров тяжестей звеньев (нужные для учета расположения центров опорных поверхностей) и д) величины равнодействующих мышечных усилий в звеньях тела. Что касается формы опорных поверхностей—не менее важного отдела конструкции,—то ее можно получить в виде гипсовых слепков с тех частей тела, для к-рых они предназначены. Так напр. разработанный ВЦИООТ тип стула имеет сидение, построенное по средним данным слепков средних людей (мужчин и женщин). Ко второй группе методов, дающих оценку уже готовой конструкции, относятся следующие: 1) Биофизические методы регистрации эффективности опорных поверхно-

Рисунок 1.

стей. Напр. для оценки роли поясничной спинки удобно пользоваться специально сконструированным (конструктором Павленко) динамографом (рис. 1), который позволяет производить измерение давления на спинку при определенной позе, а при условии присоединения к нему кимографа—и регистрировать графически изменения давления на спинку во время работы. Этот прибор без труда может применяться также в любой производственной обстановке, если подставить его к пояснице рабочего во время работы. Другой прибор— полиманометр (рис. 2), сконструированный также во ВЦИООТ'е (Зальцгебер) на другом принципе,—позволяет количественно учесть распределение давления тела сидящего человека на различные опорные поверхности. Для этого напр. испытываемое сидение снабжается несколькими десятками отверстий, в к-рые вставлены стеклянные трубки, наполненные жидкостью, и пристегивается к столику со стойкой для манометрических трубочек. Каждая манометрическая трубочка соединяется с трубкой в сидении резиновым шлангом, а открытые концы трубок в сидении покрываются тонкой резиной (наподобие капсулы Марея).—2) И й физиологических методов, применяющихся в качестве косвенных методов, оценивающих аффективность М., можно назвать исследование газообмена. Однако надо иметь в виду, что он дает только данные о степени тяжести позы для человека при разной М., но не дает прямых указаний о связи ее с реакцией опорной поверхности. Вообще говоря, здесь могут употребляться и все методы, служащие для характеристики степени утомления, в том числе и психотехнические. 3) Важным фактором для оценки может служить способ учета производительности. 4) Не менее важен анкетный опрос самих работников. Разумеется сравнительные опыты должны ставиться над людьми, одинаково хорошо привыкшими к рациональной и нерациональной мебели. Важней ш и е наметившиеся типы рациональных конструкций производственной М. следующие: I. Производственная мебель,дающая рациональную опорную поверхност ь.—■ 1) Универсальный стул (из железа и дерева, рис. 3), сконструированный во ВЦИООТ'е. Особенности, которые выгодно отличают его от стульев других конструкций, следующие: а) Чрезвычайно простое передвижение сидения по высоте при легком нажатии ногой на пе--даль, б) Правильная седлообразная форма сидения, имеющая передне-задний . наклон. в) Вариативность вращательной способности сидения, как-то: у опасных работ—полное стопорение; при работе с подсобной зоной— вращение на 120° и наконец полное вращение. г) Возможность прикрепления различных подлокотников и подножек, д) Взаимозамепяе-

чь-"

Рисунок 2. мость различных частей стула, е) Вариативность перемещений спинки (не только по вертикали, но и по горизонтали). Рисунок 4 ясно доказывает необходимость таких смещений спинки в связи со смещениями центра тяжести верхней половины тела при разных позах и разных длинах туловища.— 2) Универсальный стул типа ВЦИООТ, упрощенный и удешевленный (дерево), в основном обладает теми же свойствами, что и первый стул. Эта конструкция чрезвычайно удобна тем, что в ней несмотря на универсальность совершенно отсутствуют металлические детали, что имеет значение в виду наличия в нашей стране большой сырьевой базы лесных материалов. Вместо стальных рессор употребляется гнутая пружинящая березовая доска. Стоимость этого стула также значительно ниже.—3) Сидение стула (рис. 5) представляет еще большее упрощение вследствие того, что не может изменяться по высоте. Эти стулья заказывают по номерам. Высота различных номеров отличается на 3 см друг от друга.—4) Принципы конструирования универсальных стульев дают указания и для различных паллиативных

Рисунок 3.

РИС. 4.

мероприятий в области рационализации старой мебели. Рисунок 6 дает иллюстрацию рационализи-рования простой табуретки, к к-рой приделывается спинка и локотник.—5) Для обслуживания длинных рабочих мест намечаются 'под- вижные рабочие стулья двух видов (рис. 7 и7а): а) подвижные на ножных колесиках, б) подвижные на роликах у самого сидения.-—6).Для профессий, работающих то сидя то стоя, делаются откидные стулья (рис. 8).—7) Для ра- ооты у наклонных раоочих мест создаются и соответствующие наклонные стулья.—8) В Германии, где после войны и во время ее широко применялся труд инвалидов, употреблялись

Рисунок 5.

Рисунок 6.

Рисунок 7.

специальные подвешенные локотники для культи, прикреплённые к станку (рис. 9).— 9)   Для движущихся напряженных рук таких профессий, как гавеи-мотористки, перфористки и т. д., рекомендуются подвижные локотники, укрепленные на хорошо растягивающейся пружине и повторяющие естественные движения.—■ 10)  Рабочим, к-рые по характеру профессии не могут работать сидя, дается возможность отдыхать в перерывах между работой на специальных откидных стульях, не занимающих места в проходе (захлопывающиеся).—11) При некоторых стоячих работах делаются и специальные подпорки (проект Н. Haeberle) для разгрузки спинных' мышц при стоянии (рис. 10).—12) Для работы, где имеются крупные движения одной ноги, а также для инвалидов пригодны стулья с вырезами в сидении для этой ноги.—13) В условиях работы, когда имеется сотрясение пола, целесообразно применять пружинящие прокладки (резину) под ножки стула, как указано на рис. 11 (проект Гилбре-та), а также употреблять пружину.—14) Для комнат отдыха, находящихся рядом с цехом, удобны и дешевы складные сидения из дерева и брезента, изменяющие по желанию степень своего наклона. Другие виды рациональной производственной М.: 1) Моясио отметить рационализацию М., произведенную аптечным управлением главн. образ, в московских аптеках в общем довольно удачно, если не считать слишком низкого расположения нижних ящиков и полок в тумбах. 2) Внимания заслуживает проект сортировочного стола для сортировки писем (Рудник). 3) ВЦИООТ'ом прорабатывается вопрос о пересмотре конструкции верхней поверхности рабочего стола. Все с большей ясностью вырисовывается целесообразность для нек-рых профессий устройства небольшого наклона поверхности стола, дающего возможность сидеть более прямо за столом и работать с нормальным углом зрения. 4.) Необ- ходимо также упомянуть и о М. для раздевален: а) рациональных шкафчиках для одежды (Германия) и б) о ящиках-табуретах для чистки обуви, устанавливаемых в раздевальнях пыльных и грязных цехов. Необходимо отметить, что первые шаги по внедрению у нас рациональной мебели в промышленность дали уже свои результаты. В наст, время закончены 3 работы, доказавшие экономическую эффективность рациональных стульев конструкции ВЦИООТ'а. Собрано большое количество положительных отзывов рабочих и производственников о первых образцах рабочей мебели, к-рая проверялась Ин-том на ряде фабрик и заводов. Чертежи рабочих столов и стульев со

РИС. 7 а.

всеми отзывами переданы в ВКС для стандартизации во всесоюзном масштабе.—Успешность введения рационализации производственной М. требует, разумеется, большой культурно-просветительной работы и специального обучения рабочих правильному использованию предложенной конструкции.                       о. Заиьцгебер. М. детских учрежден и.й также должна быть сконструирована на основании физиол. требований, предъявляемых к правильному положению тела во время работы, причем не должны быть нарушены функции дыхания, кровообращения, органа зрения и костно-мышечного аппарата. Правильное положение

Рисунок 8.

тела во время работы достигается активной работой мышечных групп, поддерживающих туловище в положений устойчивого равновесия. Утомление мышечных групп, наступающее при неблагоприятных условиях работы, напр. при чрезмерной длительности ее, отсутствии достаточного освещения, при нерационально устроенной М., ведет к ослаблению мышечного тонуса и перемещению центров тяжести тела

Рис.

и отдельных сегментов его, следствием чего являются неправильные, вредные для здоровья ггозы. В результате длительного неправильного положения тела развиваются стойкие изменения в организме—сутулость, сколиоз, ослабление зрения и пр.; уменьшается общая сопротивляемость организма, развивается малокровие и пр.—Особое значение имеют для детей, находящихся в процессе роста и развития, сохранение правильного положения тела и выработка соответствующих навыков, связанных с пользованием мебелью. Ослаблению мышечных усилий в значительной степени способствуют внешние точки опоры, предусмотренные в правильно устроенной рабочей М.; так, правильно устроенная спинка дает опору в поясничной и нижне грудной части позвоночника, правильная высота стула способствует опоре ноги о пол или подставку и пр. Требования, предъявляемые здесь к правильной М., заключаются в'том, что размеры и взаимоотношения частой стола и сидения должны соответствовать пропорциям детского тела. Длин-ники тела, определяющие основные размеры М., находятся в прямой коррелятивной связи с ростом, и поэтому рост служит показателем при определении размеров М. для разных возрастных групп населения. При опре-

Рисунок 10.

Рисунок 11.

эксперимента и антропометрическим. Метод наблюдений и измерений был впервые применен в Америке Бернардом (1838) для определения размеров детской М. Затем ряд авторов разработал таблицы размеров школьной М., к-рые были в разных странах приняты законодательствами. В России первая таблица размеров М. для школьников разработана Эрисманом по данным измерений и длительных наблюдений над учащимися СПБ гимназий (1871 — 1905). В 1927/28 г. в Государственном ин-те социальной гигиены в Москве этот вопрос вновь проработан с применением специальной методики антропометрических измерений детей, принимавших правильное положение тела на специальном измерительном кресле Стефани, и последующей вариационно-статистической обработкой материалов. Аналогичная работа по несколько видоизмененной методике проведена в 1931 г. Институтом охраны материнства и младенчества НКЗдрава над детьми ясельного возраста. В результате массового обследования детей из детских яслей, садов и школ г. Москвы разработана таблица размеров мебели для детей и подростков от 1 года до 19 лет (табл. 1). Данные антропометрических измерений детей дают большие колебания отдельных размеров тела, по к-рым определяются основные размеры М., и поэтому точно приспособленная М. должна быть индивидуальной или изменяться в основных своих размерах, гл. обр. по высоте стола, сидения и спинки. Правильность посадки зависит гл. обр. от правильно установленных размеров диферепции, т. е. расстояния от края стола, обращенного к сидящему, до края сидеция; от дистанции спинки, т. е. расстояния Табл. 1. Основные размеры мебели для д е т е й и подростков (в см). Размеры стула Диференция Размер ы стола Sa В и « >• Ь Vв о, в В сота верхнего ая пояснич-й спинки над дением о v га В В Я Хй Н о В § и те высота края, обращенного к сидящему i н с; О, я! Е- О) СО d ft f а к о о. н_>а а « о й и 2 ширина ск и глубина (передне-за размер) р.чан я 2 « 8 _ а *. н g 'В S О К щ 8 я Р я к к « те о в в р. в s Л 8 5 3 g £§£• — ге wj Н 1 СО а а>« а в а _^ о " « га с в ^ в w ! 2 Ив 3 я) о 2 со в те р,д Н rt и в в а и X В о OS&K о й S В о, «а i Ясли 65—74 75—8i 16,5 — 85—94 — 1 4 Детский сад 90—99 — 100—109 — — 110—119 30,5 18,5 20,5 — —■ ' 7 Школа 120—129 27,5 ! 8 ISO—139 21,5 59,5 i 9 140—149 150—159 22,5 25,5 69,5 189—169 " Примечание. Номер 7-й годлн также для детей старшей группы детсада при уменьшении высоты стула на 1 см и среднем размере высоты стола. делении размеров- М. пользуются методами: наблюдений над процессами работы в естественных и лабораторных условиях; физнол. от края стола до сгсшки сидения (по горизонтали), и дистанции сидения, т. е. отношения переднего края сидения к диферепции (рис. 12 17» н 13). Конструкции школьных с т о -л о в различны в зависимости от назначения: кроме удовлетворения общим требованиям, предъявляемым к М., они должны способствовать проведению принципа индивидуальной изоляции; с этой целью наиболее желательны индивидуальные столы; допустимы и двухместные. Доступ к рабочему столу должен быть хотя

Рисунок 12. Схематический разрез стола: А—высота сидения; Б—ширина скамьи или глубина стула; В—высота поясничной спинки; Г—добавочная величина для спинно-поясничнойспинки; Д—дифе-ренция; Е—дистанция сидения; Ж — дистанция спинки; 3—ширина наклонной части доски; И—ширина горизонтальной части доски!стола; К—подъем крышки стола; Л—высота края_стода, обращенного к сидящему.

бы с двух сторон. Одно-, двухместные столы портативны и могут использовываться для различных группировок в процессе работы; одни и те же столы могут быть приспособлены и для разных видов работы. Столы с наклонной доской, наилучше удовлетворяющие требованиям гигиены зрения при чтении и письме, можно превращать в столы с горизонтальной доской, более удобные для других работ. Индивидуальные складные столы особенно желательны в виду возможности иеггользовывать их для работ на воздухе. В целях экономии места, легкой и быстрой уборки помещения применяются и откидные столы, напр. для еды. Специальные верстаки должны быть приспособлены для детей разного роста и удовлетворять всем требованиям трудового процесса в условиях работы сидя и стоя. Столы в школьных лабораториях — химической, физической и биологической—различны по форме и устройству специальных ящиков для хранения материалов и пособий, к ним требуется подводка электричества, газа, воды и пр.—Наиболее рациональные в гиг. отношении с и д е н и я—это стулья или скамьи с поясничными и спинно-

Рисунок 13. Правильная и неправильные посадки за школьными столами (слева направо): при низком столе и положительной дистанции епдения; при низком столе и низкой скамье; за высоким столом и за столом соответствующих размеров.

поясничными спинками; вполне удовлетворительны спинки в виде отдельных горизонтальных или изогнутых брусков. Такие спинки, высота к-рых определена на основании данных высоты поясничного изгиба и высоты нижнего угла лопаток над сидением, вполне обеспечивают опору позвоночника. Необходимым усло- вием правильного устройства этих спинок является отсутствие продольных перекладин между брусками, мешающих правильному сидению. Сплошные спинки должны соответствовать изгибам позвоночника. Для лабораторий наиболее приемлем стул, разработанный ВЦИООТ (см. выше). Непременным условием правильного снабжения детских учреждений рабочей М. является правильный подбор столов и стульев по размерам соответствующих номеров М. и

Длвиа стола-100 си

Рисунок 14.!Типы"школъ-ньгх столов: 1—парта Эрисмана; 2—стол Шют-те; 3—стол Ивановского; 4—универсальный стол.

правильное распределение ее по детским группам. С этой целью в продажу должны поступать столы и стулья со штампами определенных номеров. Процентное распределение детей из разных детучреждепий по росту должно служить ориентировкой при заказах для них мебели (рис. 14). Вспомогательной М. в детских учреждениях служат шкафы различного назначения—для книг и пособий, для индивидуальных и' коллективных работ, специально выставочные шкафы, шкафы для платья и пр. Шкафы не долзкны вытеснять много воздуха и способствовать скоплению сора и пыли. По высоте шкафы должны соответствовать росту детей и иметь небольшую ширину в целях удобного доставания вещей и легкой очистки. Шкафы должны стоять либо на ножках высотой в 15—20 ел* либо должны быть портативны, легко сдвигаемы с места, на сплошной раме, плотно прилегающей к полу. Индивидуальные закрытые шкафы для платья с полками для головных уборов должны иметь вентиляционные приспособления. При отсутствии таковых предпочтительны шкафы с открытой передней стенкой. В целях разгрузки помещения целесообразно «79 мкбиуса болезнь устраивать стенные шкафы как в рабочих, так и подсобных помещениях детских учреждений. Кроме того в детских учреждениях устраивают специальные сушильные шкафы (для белья и платья) с подачей теплого воздуха.—Детская М. в домашней обстановке ребенка должна отвечать тем же гиг. требованиям.— Разработка сан.-гиг. требований и норм М. для детей и подростков производится в ин-тах охр. мат. и млад, и охраны здоровья детей и подростков НКЗдрава, а разработка образцов политехнического оборудования—в Ин-те политехнического образования Наркомпросн. В Ин-те социальной гигиены (1929) разработан вопрос о размерах стола и стула для работников умственного т р у д а на основании специальных измерений студентов Высшего технического училища в Москве (табл. 2). "Г а б л. 2. Таблица средних размеров М. для работников умственного труда (в си). Для групп с ростом Мебель I от 155 до от 165 до I Ш см         174 см I 1 Размеры стола Ширина (передне- j задний размер) . . Длина рабочего ме- ста за общим сто- Длниа индивидуаль- ного стола..... Размеры стула Высота сидения . . . Глубина (передне- задний размер) ■ . 3S Высота верхнего края спинки над ОТ 175 ДО 185 см 120 30 47,5 38 40 81 60 120 31 40 43 Процентное распределение М. по указанным в таблице ростовым группам дало для номера 1-го 16%, для номера 2-го—62%, для номера 3-го—22%. Имеющаяся в СССР на рынке М. конструируется по средним «стандартным» размерам и т. о. может быть правильно применима примерно только для 62% мужского населения. Принимая во внимание, что рост женщин в среднем ниже, чем у мужчин, правильное использование этой М. еще меньше. При массовом изготовлении и снабжении общественных учреждений М. с постоянными размерами ростовое распределение должно быть принято во внимание.—Проблема М. у нас еще только поставлена; для правильного ее разрешения необходимо проработать типы, размеры и конструкции и установить сорта и качество строительных материалов, соответствующих гиг. требованиям культурного жилища, и организовать стандартное производство основных предметов М. Проблема М. должна разрабатываться в связи с реорганизацией условий труда л быта и в тесном контакте с новым социалистическим жилищным строительством. М. б о л ь н и ч н а я—см. Больнгща, больничное Оборудование.                    М.. Кореунсвап. Лит.: Бекарюков Д., Основы школьной гигиены, М., 1914; Берн штейн Н., Проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая, Психотехника и психология труда, т. II, в. 1, 1929; он же, Современная биомеханика и вопросы охраны труда., Гиг., безопасность и патология труда, 1930, № 2; Бюхлер Р., Столярпо-мебельное дело, М., 1930; Заглухин-ская Л., Мебель и обстановка в детских учреждениях с, гигиенической точкизрения, М.—Л., 1 933; 3 а л ь ц -гебер О., Рационализация рабочей мебели на производстве, Охрана труда, 1930, № 1 и 10, и 1931, № О и 11 (отд. изд.—M., 1931); она ж е, Рабочая мебель, М., 1931; Здание трудовой школы первой ступени, под ред. А. Молькова, вып. 2—Уход за школьным зданием и школьной обстановкой, М.—П., 1923; Коган В. и Шпигель Ю., Опыт рационализации рабочей мебели распределительной телефонистки, Гиг. труда, 1924, Л? 10; К о ж и и М., Проблема рационализации мебели и столярно-строителышх деталей, Лесопромышл. дело, 1928 и 1929 (серия статей); Кор суп ска я М., К вопросу о стандартах размеров детской мебели, Соц. гиг., 1928, № 1 (11) (лит.); она же, Стандарты размеров мебели для ясельных учреждений, Охр. мат. и млад., 1932, № 12; К о р с у к с к а и М. и Заглу-хинская Л., Размеры стола и стула для работников умственного труда, Гиг. и эиид., 1931, J4» 1; М а л о в С. и И а л е х о в А., Оборудование здания политехнической школы, М., 1 933; М и р с к и й М., О значении некоторых сторон физического развития для проф. пригодности мультипельной телефонистки, Соц. гиг., 1928, <№ 2—3 (12—13); Организация рабочего места, Техника и металлист, 1929, № 14; Рудник А., Режим дня и рабочее место сортировщика писем, Труды Ин-та техники управления ПК РКИ СССР, т. III, 1930; Школьная гигиена, под ред. А.. Молькова, М., 1934; Эрисман Ф., Соображения по вопросу о наилучшем устройстве классной мебели, Сборник постановлений и распоряжений по Моск. учебному округу, Ы., 1894; он же, Классные столы в наших учебных заведениях, Вестн. воспитания, 1896; A s с h e r, Zweckmassige Gestaltung von Arbeits-tisch u. Stuhl, Psychotechn. Zeitschr., B. IV, 1929; В e n k e г t H., Arbeitsplatzstudien in der Werkstatt, Industr. Psychoteehnlk, 1925, № 1; Der Arbeitssitz, Sonderveroffeiitliclnmg des Keiclisarbeitsblattes, В., 1929; G-elbrich H., Arbeitsstiihle fur Werkstatten, Arbeits-scliutz, 1928, № 26; H 1 r s с h b e r g, Die Verwendung ernes Stojfstuhles in der Textilmdustrie, Zentralbl. I. Gewerbehyg., 1930, № 9; Hoffmann II., Gute Mobel, Stuttgart, 1929: К о 1 b, Ubermassige Lendertkrum-mung als Sitz- u. Haltungsschaden, Munch, raed. Wo-chenschr., p. 1 097, 1927; Rosenberg F., Der Arbeits-platz in der Fabrik (глава в книге—E. At'zler, H. Hil-debrandt u. a., Der Mensch im Fabrikbetrieb, hrsg. v. E. Ludwig, p. 125—143, В., 1930); S e h n e с k A., Das Mobel als Gcbrauchsgegenstand, Stuttgart, 1929; Seats for workers in factories a. workshops, publ. by the Home office, Welfare pamphlet, №0, 1920; Stolzen-b e г g II. и. E } ] i e n b e r g K., Arbeitsplatzstudien, Industr. Psychotechnik, 1929, № 12. Периодические издания.—Строительная промышленность, М., с 1923; Строительство Москвы, М., с 1924; Dentsche MObelzeitung, Halle, с 1904; Die Form, В., с 1925.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "МЕБЕЛЬ" в других словарях:

  • Мебель —         (франц. meuble, от лат. mobilis подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков и улиц. Мебель (стулья, столы, шкафы, кровати, диваны, скамьи и так далее) делится на бытовую (в жилище) и …   Художественная энциклопедия

  • МЕБЕЛЬ — предметы обстановки жилых помещений. Мебельное производство отрасль прикладного искусства и художественной промышленности. Мебель, как и все предметы прикладного искусства, имеет определённый стиль. Стили мебели обычно совпадают по времени со… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • мебель — и, ж. meubles m., pl. 1. Предметы обстановки. БАС 1. Я в московском вашем доме .. по милости вашей завсегда пристанище имел, где и несколько моих меблей завсегда имел. 1714. АК 10 292. В рассуждении министеров должен во всем учредить штоб иметь,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕБЕЛЬ — (фр. meuble, от лат. mobile подвижное). Утварь в комнатах, все, что служит для удобства живущих в них. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕБЕЛЬ комнатная обстановка; в переносном смысле что либо… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • мебель — См …   Словарь синонимов

  • МЕБЕЛЬ — МЕБЕЛЬ, мебели, мн. нет, жен. (франц. meuble). Предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п. Мягкая мебель. Венская мебель. Мебель в стиле ампир. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Мебель — (иноск.) не существенное, а служащее только какъ бы для убранства и пополненія пустого мѣста. Ср. И она, въ свою очередь, стала относиться къ Марку съ полнѣйшимъ равнодушіемъ, словно бы въ ея глазахъ онъ былъ какъ то «мебель»... К. М. Станюковичъ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • мебель — МЕБЕЛЬ, и, ж. Что л. факультативное, второстепенное; чужие, остальные (о людях). Ну, вчера пришли Петька, Ленка, ну и там мебель всякая. См. также: Присутствует для мебели Возм. от общеупотр. выражения «для мебели» о ком л., чье присутствие… …   Словарь русского арго

  • МЕБЕЛЬ — жен., франц. стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы, лавки, стулья, шкафы и пр. Мебельный, к ней относящийся мастер, ситец. Мебельщик муж. щица жен. кто сам делает мебель, столяр; хозяин мебельной мастерской или хозяин лавки. ков, цын, ему …   Толковый словарь Даля

  • Мебель —         Мебель менялась (и меняется) медленно, но иные ее предметы все же отмерли, другие видоизменились, а третьи сменили свои названия. Например, БЮРО – затейливой конфигурации письменный стол с настольными ящиками и множеством отделений для… …   Энциклопедия русского быта XIX века

Книги

  • Мебель своими руками, Михаил Щербаков. Мебель - это визитная карточка квартиры. Она может рассказать все о хозяевах, укладе их жизни, об отношениях внутри семьи. А мебель, сделанная своими руками, - это первый признак того, что… Подробнее  Купить за 280 руб
  • Мебель своими руками, Г. Я. Клятис. В книге показано, как можно по своему вкусу изготовить красивую удобную современную мебель при довольно ограниченных возможностях, используя в основном дешевые общедоступные материалы,… Подробнее  Купить за 170 руб
  • Мебель, Савушкин С., Степанов В.. Первый словарь вашего ребенка формируется из слов, называющих предметы из его "ближайшего окружения" . Для того чтобы облегчить малышу усвоение нового слова и ускорить появление этого слова в… Подробнее  Купить за 89 руб
Другие книги по запросу «МЕБЕЛЬ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.